МУЗЕЙ ТАКСИ
В этом, 2007 году, столетие такси отмечают Лондон, Нью-Йорк и Москва. К 100-летию московского такси в музее открыта небольшая экспозиция автомобилей, вещей, атрибутики и документов, связанных с историей этой службы пассажирского транспорта.
Многие из представленных предметов экспонируются впервые, да и сама коллекция автомобилей до недавнего времени была доступна только посетителям ведомственного музея и первый раз представлена широкому кругу зрителей. Дело в том, что единственный музей такси располагался глубоко в недрах 19 таксомоторного парка Москвы. Несмотря на интересную подборку машин, самим таксистам музей, как и любая другая необеспеченная финансированием «социалка», был скорее в тягость. Неудивительно, что в эпоху сплошной приватизации всей отрасли самые интересные экспонаты стали приобретать новых владельцев, довоенные ГАЗ-А, Эмка, ЗиС-101 быстро разъехались в разные стороны. Разъехались бы и остальные, пусть не такие старые, но от этого не менее ценные машины. Спасти остатки коллекции удалось В.В. Клюеву. Выходец из самой гущи шоферской среды, он прошел все ступени служебной лестницы, начиная от водителя ГАЗ-21 Волга «Красная шапочка» и кончая руководством московскими таксопарками. Только его авторитет и связи в этом сложном мире решили судьбу машин, которые мы сейчас видим в музее – ЗИС-110, ЗИМ, Победа, Волги, РАФ и, конечно, ВНИИТЭ. Сейчас Виталий Васильевич – владелец самой большой коллекции автомобилей такси и всего, что с этим связано, кроме того, он поддерживает проект Интернет-сайта «VEKTAXI.RU».
Теперь о том, какой юбилей мы отмечаем. Родиной такси принято считать Лондон. Именно там впервые на улицах появились автомобили, оборудованные таксометром – счетчиком стоимости проезда в зависимости от времени и расстояния. С 22 марта 1907 в нашу жизнь стало входить название наемного экипажа с мотором – такси, водителей стали называть таксистами.
Вскоре, а точнее — 13 августа 1907 года, первое городское такси появилось в Нью-Йорке. Машины с таксометрами были привезены из Франции и покрашены в желтый цвет, ставший с тех пор традиционным для Америки.
В том же, 1907 году, служба такси была организована в России, в Петербурге, а через год и в Москве. И вот с этого момента начинаются «рукотворные тайны» столетнего юбилея московского такси. Можно понять желание любого историка найти самое раннее, самое первое документальное свидетельство и поделиться своим открытием. Только открытие это должно быть сделано безо всяких натяжек, которые со временем обрастают ворохом домыслов недобросовестных переписчиков, разобраться в котором стоит большого труда.
Салон ГАЗ-12 «ЗИМ». Таксометр — под торпедо.
У нас стало принятым ссылаться на несколько путеводителей 60-70 годов издания, где в качестве первоисточника приводилась заметка в газете «Московские ведомости» за 1907 год о частной инициативе одного автомобилиста, разъезжавшего под вывеской «Извозчик, такса по соглашению». Датировалось это событие, как появление первого московского такси, следующим образом: в заметке от 2 сентября говорилось о дне вчерашнем, стало быть, 1 сентября исполняется сто лет московскому такси.
Все было бы замечательно, и дата такая подходящая – дети в школу, папы – на юбилей, да вот не выходит. Отдел газет Российской Государственной библиотеки – бывшей «Ленинки» — открыт для всех. И газеты выдают – быть не может! – в подлиннике. Разворачиваешь пожелтевшие страницы «Ведомостей», окружающее мгновенно уходит, остается только очарование прошлого. Вот только озадачивает отсутствие искомого – нет такой заметки на 1-го, ни 2-го, никакого другого сентября. Разбирая мельчайший шрифт и непривычную орфографию, начинаешь понимать, что тут что-то не то. Эта патриархально-монархическая газета не содержит материалов о городском хозяйстве, зато очень интересно почитать достойные отповеди большевикам-«товарищам» за их бандитские экспроприации или отклик академической профессуры на публикации бездарных творений экономиста-дилетанта К. Маркса. Вряд ли в годы тоталитарной компропаганды журналисты имели доступ к «Московским ведомостям».Слабенькую надежду возвращает необъятное поле Интернета – может быть не «Московские ведомости», а «Голос Москвы»? Жаль только, что те, кто стучит по клавишам, в библиотеках старых газет не читают. А зря. Как приятно, например, встретить в сентябрьских номерах под статьей подпись замечательного репортера В. Гиляровского. Но вот с такси проблема – есть ходатайства предпринимателей об организации извоза, а первого выезда в начале сентября 1907 так и нет.
И только как награду за кропотливый труд в газете «Голос Москвы» за 22 сентября можно найти: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «олдсмобилю» плакат: «извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Пусть в порядке личной инициативы и явно без таксометра, но, с некоторой нашей московской спецификой, действительно – первое такси.
Теперь можно определить точную дату. Если событие имело место 21 сентября 1907 года, то, по правилам перевода календаря старого стиля на новый, столетний юбилей приходится на 4 октября 2007, с чем мы Вас и поздравляем.
Так выглядел первый счётчик такси в России. (таксометр)
Таксометр
Счётчики такси
Современный счётчик такси г. Рига.
Паровой автомобиль. (Самый первый автомобиль.)
Автомобиль Е. Яковлева
Исторя первого автомобиля.
Дата, навсегда вошедшая в анналы истории автостроения. В этот день немецкий инженер Карл Бенц получил патент № 37435 на свое творение — первый в мире автомобиль с бензиновым мотором.
Предыстория.Первыми настоящими автомобилями можно назвать паровые дилижансы.В 1765 г. русский механик Ползунов И. И. построил паровую машину автоматического действия, а в 1769 г. она перебралась на повозку.Сделал ее французский инженер Никола Кюньо. По размерам и весу она не уступала современным тяжелым грузовым автомобилям.Повозка была грубой формы и предназначалась по замыслу ее создателя для перевозки артиллерии. У нее имелось три колеса, из которых одно впереди, ведущее и одновременно рулевое. Только вода и топливо, необходимые для движения, весили целую тонну.
Тяжело груженное рулевое колесо было не под силу повернуть одному. С ним с трудом справлялись два человека. Медный котел с топкой висел тяжелой грушей впереди повозки и шипел, как Змей Горыныч, повозка ковыляла со скоростью не более 4 км/час.
И все-таки она двигалась сама.
По-французски «шофер» значит «кочегар», «истопник». И в самом деле, водителю первых паровых автомобилей приходилось больше работать кочергой, чем рычагами управления.
Изобретателями бензинового двигателя принято считать немцев Готлиба Даймлера и Карла Бенца.
Но свой поиск они строили не на пустом месте. Многие узлы и агрегаты были разработаны до них раньше. Число их соавторов достигает 400. Даймлера поддержал один из передовых людей того времени, Елинек, по имени дочери которого — Мерседес — названа ставшая в дальнейшем всемирно известной марка автомобилей.
1885 год. Дата, навсегда вошедшая в анналы истории автостроения. В этот день немецкий инженер Карл Бенц получил патент № 37435 на свое творение — первый в мире автомобиль с бензиновым мотором.
Впрочем, в последние годы приоритет немцев оспаривают австрийцы, но к этой коллизии мы вернемся чуть позже. А пока попытаемся ответить на извечные вопросы: что движет историю — случай или закономерность? Что важнее — личность или обстоятельства?
После 1876 года, когда Николас Аугустин Отто запатентовал двигатель внутреннего сгорания, много толковых людей работали над его совершенствованием.
И, может быть, родившийся в небольшом селении возле города Карлсруэ Карл Бенц остался бы одним из сонма безымянных механиков и инженеров того времени, имена которых сейчас знают только архивариусы.
Но случай распорядился иначе.
В 1871 году работавший в мостостроительной фирме в Мангейме Карл обручился с энергичной девушкой Бертой Рингент. Девизом молодой семьи стали слова: «Вера, надежда и борьба». И ныне многие историки вполне серьезно полагают, что именно Берта вывела автостроение на большую дорогу.
Вот как вспоминал об этом сам Карл Бенц:
«У меня похитили мой автомобиль! Их было трое, действовали они согласованно и дружно. В мой автомобиль они были влюблены так же, как я сам. Но они требовали от него больше, чем я… Они хотели испытать похищенный автомобиль, проехать на нем 180 километров по неровной дороге. Компания с бродяжническими наклонностями состояла из моей жены и обоих сыновей».
История похищения — переломный момент в жизни и карьере Бенца и уже поэтому заслуживает подробного рассказа.
В 1885 году Карл продемонстрировал бюргерам Мангейма свой трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем.Однако новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать.Машину «угнали» ранним летним утром 1888 года, когда ее создатель спал.Старший сын Евгений сел за руль, рядом с ним мать, сзади — младший брат. Они отправились к родственникам в маленький городок Пфорцхейм.Впрочем, это был лишь предлог. Приключений и волнений в дороге было предостаточно. В то время бензин можно было купить только в керосиновых лавках, где его продавали как средство для чистки одежды от пятен. Неисправности приходилось устранять подручными средствами — для прочистки засорившегося бензопровода Берта использовала длинную шляпную булавку, а ленту от шляпки — для закрепления деталей системы зажигания.
Каждый раз, спускаясь под гору, мать волновалась за мальчиков — вдруг испортится деревянный тормоз. Приходилось не раз останавливаться и просить деревенских сапожников заново обивать его кожей. Цепи привода задних колес вытянулись и начали соскакивать с зубцов звездочек. Пришлось остановиться еще и у кузницы.
Но за все свои волнения и мытарства путешественники были вознаграждены с лихвой. Жители Пфорцхейма сбегались толпами, чтобы поглазеть на трехколесную «безлошадную повозку».
О дальнем автопробеге Берты узнала вся Германия, пресса обратила серьезное внимание не только на ее путешествие, но и на автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху. А ведь прежде все было иначе.
Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с.
Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Большой, горизонтально расположенный маховик находился под двигателем. Он соединялся с коленвалом конической передачей и использовался для создания равномерного вращения и для запуска мотора.
Электрическое зажигание питалось от гальванической батареи — это было более совершенное решение, чем калильные трубки Готлиба Даймлера, работавшего параллельно и независимо от Бенца (фирмы объединилась только в 1926 году, образовав компанию «Даймлер-Бенц АГ»).
В отличие от деревянной тележки Даймлера, автомобиль Бенца имел раму, спаянную из металлических трубок. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость — 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция.
С 1888-го года Карл начал демонстрировать свои машины на международных автомобильных выставках, но тем не менее дела шли ни шатко ни валко. Широкая известность пришла к Бенцу лишь после пятидневного путешествия его жены.
Кстати, историки считают его первым в мире автопробегом.
Как и автомобиль Бенца, путешествие Берты тоже стало достоянием истории. В 1893 году Бенц создал четырехколесный автомобиль, запатентовав собственную шкворневую систему поворота управляемых колес. Они поворачивались поодиночке, а не целиком на общей оси — это было очередной технической победой Бенца. Открытый двухместный экипаж на высоких колесах с полностью закрытым моторным отсеком, в котором размещался одноцилиндровый трехлитровый движок мощностью около трех «лошадей», был любимым творением Бенца. Недаром он назвал его Viktoria — «победа».
После создания «Виктории» дела фирмы наладились. Бенц решил создать серию экипажей, добавив к мощной «Виктории» легкую модель «Вело» (улучшенный четырехколесный вариант первого трехколесного экипажа). Выпускавшийся с 1894 года «Вело» был, как считают, первым серийным автомобилем (за три года был изготовлено 381 авто).
«Бенц Вело», появившийся в России в 1894 году, стал прообразом первого отечественного автомобиля, построенного два года спустя Е. Яковлевым и П. Фрезе. Но все это интересно только специалистам. Безусловно, технический талант Карла, его неустанная борьба за новизну, продуманность и качество машин были той основой, на которой стояла фирма.
Однако ее звездным часом стало и навсегда останется путешествие Берты.
А теперь о роли случая в истории. Австрийцы полагают, что отцом-основателем автомобилестроения был не Бенц, а их соотечественник Зигфрид Маркус, автомобиль которого, экспонирующийся в венском техническом музее, недавно взят под охрану государства — в реестре государственных памятников Австрии ему присвоен номер 3848/2001. Мощность его двигателя составляет 0,75 л/с, создан он в период между 1875 и 1889 годами. Точнее датировать год рождения, возможно, позволит тщательное изучение основных узлов двигателя и шасси.Пока же доподлинно известно лишь одно — конструкция Маркуса действительно является старейшим автомобилем, сохранившимся до наших дней.Вот и ответ на вопрос о роли случая в истории. Независимо от того, чей приоритет установят эксперты, мы видим — и Бенц, и Даймлер, и Маркус, и многие другие шли в одном направлении. Случай изменил только судьбу Бенца, но не поступательное движение технической мысли.Мы подзабыли основоположников марксизма — слишком уж одиозными сделала их имена и их труды советская пропаганда. Но забыли незаслуженно. Именно Фридриху Энгельсу принадлежит чеканная мысль, которую пока никто не опроверг: через хаос случайностей прокладывает себе дорогу необходимость.Вот такая она, история создания первого автомобиля.