Американцы – большие любители изобретать полезные вещи. Даже если эти вещи уже были изобретены до них. Как, например, колёса. Но не те, что придумали вавилоняне, а весьма перспективные на сегодняшний день безвоздушные шины. Что ж, когда дело касается военной техники, тут хочешь не хочешь, а делай всё самостоятельно. Речь ведь идёт о национальной безопасности!
Мы уже подробно писали о прототипе непневматической покрышки Tweel компании Michelin, представленном в 2005 году и произведшем настоящий фурор в автомобильной индустрии.
Основу Tweel, напомним, составлял полиуретановый корпус в виде гибких клиновидных спиц. Материал отличался повышенной износостойкостью и проявлял амортизационные свойства, аналогичные традиционным шинам, – за счёт своей упругости.
Когда Tweel начинает качение, гибкие полиуретановые спицы поглощают дорожные неровности аналогично пневматическим шинам. Боковина и протектор также деформируемые (то есть способные вернуть себе первоначальную форму). Расположение спиц можно менять в зависимости от характеристики транспортного средства и условий эксплуатации (иллюстрация с сайта howstuffworks.com).
У новых покрышек был ряд ощутимых преимуществ, в том числе отсутствие необходимости обслуживания, возможность использования сменного протектора и последующей переработки, а ещё – лучшая поперечная устойчивость. Например, на тестах Audi A4 удалось в пять раз превзойти традиционные шины по этому показателю.
Только подумайте: под угрозу был поставлен рынок объёмом более $120 миллиардов! Однако другие лидеры индустрии, например Bridgestone и Goodyear, не спешили объявлять о своих достижениях в новой области. Да и сама Michelin заявила, что будет готова вывести на рынок Tweel не ранее середины следующего десятилетия (то есть где-то к 2015 году).
Очевидно, что какие-то проблемы и подводные камни, связанные с коммерческим использованием непневматической шины, всё же существуют. Скорее всего, вопрос упирается в надёжность и износостойкость материала. Но сама идея не пропала даром: на неё обратили внимание военные.
Причина тому – война в Ираке. Применение кустарно изготовленных мин наносит войскам несколько видов ущерба. В первую очередь это вроде бы прямые потери личного состава в результате взрыва.
Но американцы не склонны полагаться на очевидные данные. Проанализировав боевые сводки, они пришли к выводу, что наибольший вред дорожные фугасы, заложенные повстанцами, причиняют как раз после детонации.
Самонакачивающиеся шины для Humvee. Вверху: особенности конструкции. Внизу: гражданский «Хаммер», оснащённый такой системой (иллюстрации с сайтов howstuffworks.com, pubpages.unh.edu).
Когда военная техника выходит из строя, солдаты внутри Humvee или другого транспортника зачастую оказываются запертыми внутри горящей «клетки». Выйти наружу мешает либо горение техники, либо прицельный огонь противника.
Всё потому, что у обычного «Хаммера» установлены пневматические шины. Армия уже давно искала выход из этого положения, заказывая разработку различных версий «устойчивых» колёс.
Например, самонакачивающиеся покрышки CTIS со специальными вставками run-flat, которые позволяют продолжить движение даже после того, как покрышка полностью спущена.