Секреты профессии.Кухня такси г.Рига

TAXI_____by_Master_Boy

Секреты профессии.Кухня такси г.Рига

    Кристина Худенко   Интервью

Что такое быть таксистом?

Сутки за рулем. До 40 заказов. Бутерброды, кофе, энергетики… Откровенный разговор с рижским таксистом, который спит за рулем и видит, как «покончить с этим гиблым делом». Профессионал со стажем рассказал порталу Delfi об издержках и сомнительных схемах бизнеса, о которых знают все участники цепочки, но молчат. Ведь «если начать разбираться, без работы останутся тысячи».

«Помню, в детстве после программы «Время» показывали прогноз погоды, когда дело доходило до Латвии и появлялась «кардиограмма» ночной Риги, я переполнялся гордостью за родной город. Уж так он красив. Сейчас я по этой ночной Риге катаюсь каждую ночь. И я ее просто ненавижу. Все людские страсти и пороки у таксистов как на ладони. Да и сами мы, хочешь не хочешь, становимся частью этой оборотной стороны полуночи», — признается наш герой.

Он — один из участников бизнеса, в котором на сегодня, по сведениям Департамента сообщений Рижской думы, задействовано 605 таксомоторных компаний на 2127 автомашинах. И это далеко не все, ведь в Риге вовсю нелегально трудятся таксисты с лицензиями других самоуправлений. Для сравнения, в 2000 году в Риге работало 32 таксомоторных компании и 30 физических лиц. И существовало ограничение на число машин — 1500.

Сегодня наша профессия — это клоака. Читали Горького «На дне»? Это про нас. Все знают, здесь денег не заработаешь. По-честному — точно не заработаешь. При этом такси и таксистов так много, что мы на эту тему шутим: каждой семье — по панде.

Большинство рижан в таксисты идут лишь в крайнем случае и в профессии не задерживаются. Особенно люди семейные. Сами подумайте, какая жена выдержит: ушел муж на сутки, а то и больше, вернулся, когда вздумалось, может, что-то принес, а может, ничего. За сутки он столкнется с таким потоком негатива, что в голове звенит от перенапряжения, заснуть не может, кидается на всех, кто рядом… Кому больше всех достается? Ей, родной. И детям. По-моему, уж лучше пойти на какую-то невысоко оплачиваемую работу, но с гарантированным доходом и человеческим графиком.

Такси — это лучший термометр экономической ситуации в стране. Чем больше развивается экономика, тем меньше таксистов. Народ находит рабочие места по профессии — череда готовых на «что угодно» рассасывается. Не все же чемоданы собирают и в Европу едут.

Кто идет в таксисты? Встречаются, конечно, и профессиональные шоферюги, из тех, кто всю жизнь за баранкой и без нее себя не представляют. Но большинство уверены, что в такси они приходят временно. Например, моряки дальнего плавания: у них между рейсами по три-четыре месяца, пытаются подзаработать. Встречаются инженеры с какого-нибудь развалившегося ВЭФа: не смогли встроиться в новую систему. Немало у нас людей предпенсионного и пенсионного возраста, которых в другие места не берут. Очень много тех, кто в кризис попал под сокращение и под давлением кредита пошел в такси. Я именно из таких.

С появлением большого числа компаний-лоукостеров (называть не буду — все их прекрасно знают), ситуация с бизнесом такси превратилась в полное безобразие. Откройте любой сайт по поиску работы — больше всего предложений от них. Берут всех подряд — игроманов, алкоголиков, наркоманов, которые потом бегают из одной компании, где задолжали или напортачили, в другую.

Обратите внимание, около игровых залов часто пустые такси стоят: водитель урвал каких-то денег — и пошел спускать. Недавно по сети гуляло видео: пьяный мужик, шатаясь, идет к такси и садится за руль. Но никто у тебя не спросит медсправку или выписку из наркологии. А из тюрьмы куда на работу устраиваются? И работодатель совершенно не в курсе темного прошлого своего работника.

Для устройства на работу в компанию-лоукостер нужны, по сути, лишь права категории «Б» и некая стартовая сумма-взнос, без которой с тобой и говорить не будут. Знание таксистом города там особо никого не интересует. Клиент как-то пожаловался, что попросил таксиста довезти до аэропорта, а тот: если покажете, как ехать.

К слову, и права необязательны. Один мой знакомый таксист задолжал хозяину своей компании деньги — тот забрал у него бумажник с водительскими правами («пока не вернешь долг!»). И представляете, этот таксист тут же устроился в другую фирму и работает. Благо, дорожная полиция такси останавливает редко.

В общем, там на работу устроиться легко, но и расстаются с человеком запросто. Не понравился ты пассажиру — он позвонил диспетчеру, тебе сказали «до свидания». Для них водитель — расходный материал. И о каждом шаге надо отчитываться. Настоящая армия.
Поверьте, если компания постоянно ищет кадры, это вовсе не значит, что она «стремительно развивается», как пишут в объявлениях. В серьезных компаниях (тоже не буду называть, но и их все знают) люди дорожат местом и выходят только… вперед ногами. Если уж там освободилось место, то на него устраивается конкурс: берут только опытных шоферов, проводят собеседование, предоставляют трафарированную машину, форму, две недели обучают. Там таксисты получают гарантированную плату за выход и даже находятся под охраной фирмы, с которой есть договор на случай криминала… Там трудятся таксисты, которые начинали в 80-х, еще в Рижском таксомоторном парке.

Отдельная печаль — дамы за рулем. В нашей профессии их немного. И большинство не задерживаются. Есть целая компания, которая специализируется на дамском извозе. Но там все заранее ясно — их заказывают те, кому важен пол: это или женщины, которые боятся ездить с мужиками, или мусульманки, или детей возят в школы-кружки. Конечно, от мужиков похотливых и им достается. А дамы-таксисты в обычных — как ласточки на помойке. Женихов столько, аж тошно. И надо всем подмигивать, улыбаться. Даже не представляю, что чувствуют их мужья, у кого они есть. Жесть.

Долгое время число такси в Риге было лимитировано. Даже за возрастом машин следили — не старше семи лет. Сейчас все лимиты сняли, а на роль такси может претендовать любая машина, прошедшая техосмотр. Городским властям выгодно продавать лицензии и… ни о чем не думать. Только вводить все новые поборы.

Теоретически, если у вас есть своя машина или несколько, то можно открыть свою таксофирму: пойти в Думу, купить лицензию на деятельность (на одну машину — 14,23-17,07 евро в месяц) и вперед. Машины надо переоборудовать (плафон с названием, желтые Х-номера счетчики, кассовые аппараты с верификацией) и обклеить информацией. В итоге экипировка одного такси обходится в районе 1000 евро. Обычно водители личных машин свои огороды не городят — идут под готовый бренд, арендуя им свои авто. Но и в этом случае будете сами покрывать все расходы и налоги.

Свою машину иметь или эксплуатировать необязательно — можно работать на «фирменном» транспорте. Но это другие условия. Зачастую с работников берут залог, чтобы компания себя обезопасила от печальных историй из серии «водитель уехал с выручкой в неизвестном направлении». Например, был случай, когда женщина-водитель снесла переезд, бросила машину и растворилась.

Отдельная история — с лицензиями на деятельность. Я понимаю необходимость лицензий для работы в Юрмале, для поездок в аэропорт, который находится в Марупской волости. Там условия такие: без лицензии я могу высадить там клиента, но не могу взять. В Риге же творится беспредел! Мало того что ты платишь за лицензию на работу такси в Риге, так с февраля ввели еще лицензии на въезд в Старый город. В этих границах без особого разрешения не то что взять, высадить пассажира нельзя.

А теперь представьте, что вы заказали такси. Вам нужно в Старый город. Я везу вас до памятника Латышским стрелкам и говорю: дальше — ножками. Я не могу подъехать даже к часам «Лайма» — самой популярной у туристов точке. Разрешение попасть в «сердце» стоит 300 евро в год на фирму. Если компания большая, это вроде немного, а если маленькая или микропредприятие на одну машинку? (По сведениям департамента транспорта Рижской думы, на сегодня лицензии на въезд в Старый город оплатили 328 компаний, — прим. Ред.) А если рискнешь заехать без лицензии — штраф: таксисту — 50 евро, его компании — 350 евро.

При этом я постоянно вижу «коллег», которые спокойненько стоят в Старом городе под знаками «стоянка запрещена». Полиция их, скажем мягко, не замечает. Например, на Стрелках. Попробуйте, поставьте там машину днем — тут же подъедут муниципалы, а ночью там миленькая банковочка — никто не видит. Как это объяснить? И так во всех «сладких местах».

— Даже по самым грубым прикидкам, если сложить расценки на топливо, лизинг машины, лицензии, оснащение, техобслуживание, страховку, осмотры и налоги — ну не может быть таких цен, как 71 центов за посадку и 36 центов за 1 км! Это полный абсурд! Это понимают и таксофирмы, и городские власти, и налоговики. Поэтому то, что творится в этом бизнесе сегодня — шахер-махеры. С которыми все участники цепочки соглашаются по умолчанию. Иначе придется закрывать кучу лавок и тысячи людей окажутся на улице.

Лоукостеры имеют наглость писать в объявлениях, что гарантируют своим работникам доход 45 евро в сутки. На деле — никто и ничего тебе не гарантирует. Это раньше ты понимал, что пропашешь без сна сутки, но заработаешь. Теперь никаких гарантий.

Система заработков — очень разная и очень запутанная, что уменьшает шансы всех поймать кого-то за руку. Даже если ты все время включаешь счетчик, это еще не значит, что вся сумма окажется у тебя в кармане. Минимум на 20% тебя кинут клиенты. Способы всякий раз выдумываются новые. Например, звонят с карточки Zelta zivtiņa, а когда привозишь их по адресу, говорят, что сбегают за деньгами — и пропадают. Иногда, для убедительности, могут даже оставить ненужный пакет с хламом. И не вычислишь — другой раз солидная 50-летняя тетенька сбежит, как девочка.

9% от счетчика ты должен заплатить в качестве налога на микропредприятие (самая популярная форма отношений с государством), сам заплатишь за топливо — это около 20 евро в сутки. А если машина заправляется за счет хозяина, сдаешь ему чеки, он «облегчит» себе налоги. Кроме того, если машина твоя, ты сам платишь за верификацию счетчика, дорожный налог, техосмотр раз в полгода, страховка (она для такси дороже, чем для обычной легковушки), а поскольку ездить приходится много, ремонтов хватает. Скажем, мой коллега буквально на днях выложил 700 евро на ремонт, в итоге заработал за месяц 9 евро.

Самая частая формула на машине хозяина: у тебя есть план — 15-100 евро (в зависимости от величины компании, количества заказов и прочих нюансов), ты его должен сдать хозяину, а остальное — на себя. Не выполнил план — отдавай из своих. А после Нового года до апреля у нас полная засада, лишь ближе к лету, как появятся туристы, станет повеселее. Именно они чаще голосуют на дороге, а это — двойной тариф. Наши любимые клиенты.

Иногда хозяин берет меньше, но ты сам платишь за себя налоги. Еще одна статья расходов — услуги диспетчера. Обычно это фиксированная ставка в сутки (именно от 0.00 часов до 0.00 часов) — 10-17 евро. Если ты даже один раз воспользовался заказом — сразу плати как за сутки, хоть потом весь день стоишь. В некоторых компаниях есть система подразделений. Например, элит-колонна — из тех, у кого машина посвежее. Им лучшие заказы отдаются в первую очередь, по 28-36 клиентов в сутки. Но они и платят за свое привилегированное положение больше — только хозяину надо отдать 90 евро.

Последнее время многие пользуются мобильным приложением типа Taxify или Uber — они берут по 50 центов за заказ. Поначалу ими стали активно пользоваться даже необорудованные под такси машины, чтобы подзаработать. Ведь те же приложения могут подсчитать и сумму, в которую обходится поездка. Сейчас вроде бы это пресекли. Ведь на такие услуги тоже нужна лицензия, да и налоги они как-то должны платить. Лично я этими приложениями пока не пользовался.

В целом, надо сделать минимум 20-25 рейсов, чтобы хоть что-то заработать. То есть проехать 300-400 км. Для машины это очень много. Лысая резина — нормальная история.

Государство свой надзор за всем этим беспределом осуществляет весьма своеобразно. Как-то одну компанию обвинили в том, что они накручивают счетчики. Взяли за основу показания спидометров их машин, поделили пополам, и сказали, что остальное считают коммерческими поездками. Потребовали уплатить налоги с этой суммы… И это вместо того чтобы разобраться, откуда у проблем колеса растут.

Общался я тут с одной пассажиркой, чья дочка вышла замуж за немецкого таксиста. Говорит, там таксисты по семь тысяч евро в месяц зарабатывают. Только посадка — 4,60 евро. А у нас — 71 цент. Вот и сравните. А цены-то в магазинах примерно одинаковые.

— Я вам скажу, общество деградирует на наших глазах. Еще лет 8-10 назад люди были куда добрее. Песни пели, смеялись. Садилась компания с гитарой — приглашали тебя в гости. Все по-человечески. Потом нормальные люди, которые думают про будущее детей, потихоньку отовсюду схлынули. Остались одни бедолаги, которые с трудом тянут лямку. Мы часто возим по ночам официантов и поваров из ресторанов — и вот сидят они в машине, и у меня, и у них одна фраза на языке: как задолбали эти люди — ненавижу их.

Многие путают: они покупают услугу такси, а им кажется, что они покупают тебя со всем потрохами. Другой раз садится такой пассажир на заднее сидение и начинает высовывать ноги вперед, прямо к лобовому стеклу или волну менять у меня на радио. Я иногда не сдерживаюсь от такой наглости — демонстративно засуну руку ему в карман и достану его бумажник. Он: ты че? А я ему: а ты че тут хозяйничаешь, это же моя машина! Классика жанра: поругаться в конце поездки с таксистом и объявить, что платить не будут.

Встречаются, конечно, приятные и интересные пассажиры: инженеры, художники, бабушки с внуками, которые едут в поликлиники, парочки, которые женятся или разводятся… Люблю возить бывших таксистов, они всегда щедро оставят на чай — понимают, как оно. Но без негатива ни один день не обходится. В полнолуние — вообще мрак, хоть на работу не выходи. Причем чем дешевле человек едет, тем более крутого из себя строит. Девочкам-диспетчерам таким трехэтажным матом кроют — жуть.

Хочешь заработать — должен стать в своем роде психологом. Даже проституткой, все время надо прижимать свое самолюбие. Моя задача — психологически грамотно отобрать деньги, чтобы клиент остался еще и довольным. Как-то я одного клиента по друзьям да по бабам за два часа на 180 евро навозил. Вообще-то, я не люблю пьяных — они занудные и могут запросто испортить салон, потом пока не очистишь, работать не сможешь. По закону я могу неадекватных не брать. И стоять гордым, попадая на деньги. Я беру. Они плюхаются рядом, лопочут: спасибо вам, а то предыдущий ваш коллега не взял — заплатим вам вдвое больше за человечность.

Еще пример: не нравятся мне современные взгляды на геев. Я считаю, что настоящий гей вообще не должен афишировать свою ориентацию, пусть это будет его внутренним миром. Но ведь сядет такой в машину и начнет рассказывать свои подробности, а я должен сидеть и поддакивать: да, парень, как я тебя понимаю! После такого чувствуешь себя мудаком. Но оправдываешься: мол, время такое.

Другой раз вообще не знаешь, как себя вести. Женщина может по пьяной лавочке рассказать про изнасилование, мужик про то, что думает повеситься. И чего мне делать? Потом не могу заснуть, все крутится в голове. Как-то возил мужика по барам — он искал свою пьющую жену, а дома — дети малые. Особая песня: жены в поисках неверных мужей. И тут же их мужья, которые просят к проституткам отвезти. Когда я смотрю на этих ночных тружениц с Лиенес и Пернавас, чем они привлекают клиентов — там же все наркоманки разрушенные. А как-то я всю ночь возил мужика с двумя девицами по злачным местам, а наутро он вызвал такси, чтобы отправиться с семьей на культурный отдых. Нормально?

Как-то раз вызвала беременная — попросилась в роддом. Уточнил, не рожать ли? Она: нет-нет, мне еще рано, просто живот болит — хочу, чтобы доктор посмотрел, и домой. А в дороге отошли воды. Как я мчался! Слава богу, ребенок в машину не вылез.

Случаются и совсем уж запредельные истории. Как-то меня заказали развозить народ с юбилея одной дамы. Сели две пожилые женщины и мужчина, муж одной из них. Все веселые. В дороге задремали, а в какой-то момент мужик проснулся и стал меня душить. Я резко затормозил и вызвал по рации подкрепление. Пока помощь подоспела, дамы еле отодрали от меня своего взбесившегося мужика, который успел исцарапать и почти задушить.

Это миф, что иностранцы щедрые — полные жмоты. У них такой принцип: сколько написано — столько и платят. Покажешь ему на счетчике два евро — заплатит ровно два евро. Ткнешь ему в радио 105,7 — заплатит… 105,7.

То ли дело русские! Особенно, русские моряки! В Вецмилгравис едешь за 10 евро, а возвращаешься с 30-кой — он русский и приплыл. У меня мать любила песню «По диким степям Забайкалья». Никогда не думал, что она может мне столько денег принести. Как-то клиент начал петь, а когда узнал, что я слова знаю, пригласил спеть хором: Надежда Кадышева отдыхала, а у меня случился очень неплохой гонорар.

А как нас кормили российские фестивали. Помню, я спрашивал у россиян: чего вы сюда едете слушать своих — вы же там их наслушались? А они: нам тусовка нужна. Как-то приехал на заказ в Юрмале — села женщина: до концертного зала «Дзинтари». Другая заплатила бы и, давай, до свидания, но она же русская — ей надо, чтобы у нее был холоп. Спрашивает: а вы не можете меня постоянно возить? И вот она приезжала на «Новую волну», я во время концерта купался, а потом вез ее назад — она за все платила. Ну нет у нее понимания, что такси можно в любой момент вызвать — оно приедет. Ей было важно по телефону сказать: «Я пришлю моего таксиста».

Таксистские войны:

— Я не особо верю во все эти россказни про происки конкурентов, что те жгут машины и стреляют по ним из дробовиков. Если уж компания начнет бороться с другой компанией, она, скорей всего, будет это делать через прессу и давление на уровне юристов.

Поджогам машин можно найти другие объяснения. Первое — это отмороженные «банковщики», которые считают себя королями, особенно в Старой Риге, и пытаются не пускать на «свою территорию» «чужков». Вот эти могут и колеса проколоть, и встать у тебя поперек пути. Это такой привет их 90-х.

Второе простое объяснение, поджигать машины могут сами их владельцы, чтобы получить страховку. Ведь если в машине что-то сломалось, то иногда выгоднее ее «списать» и получить деньги на покупку новой, а стрелки перевести на «конкурентов». Ведь многие делают на свои машины полную «каско», особенно если авто новое, и им пользуется малознакомый шофер — никогда не знаешь, чего ждать от такого.

Еще вполне реальный вариант, такси может испортить недовольный работник, который пропахал сутки напролет, ничего не заработал, нервы в хлам, хозяина ненавидит — вот и решается на криминал.

А так, чтобы конкретно воевали разные компании… такого я что-то не замечал.

Здоровье, охрана труда:

— Это в советское время таксисты работали в три смены. Опытные таксисты так и делают — берегут себя. Выходят на определенные часы утром, днем и вечером — когда заказов больше всего. А в остальное время отдыхают. Большинство же — сутки напролет за рулем! И до 40 заказов за это время. Не ешь толком и не спишь, чтобы что-то заработать. Сидишь на кофе, энергетиках и сигаретах. Люди засыпают и бьются. Почитайте статистику дорожной полиции.

Кто у нас в стране об этом заботится? Контролирующих тахографов, которые фиксируют время труда и отдыха, в такси нет. Видеокамер в салоне — тоже. Да и что они дадут? У дальнобойщиков все это добро есть, но, если они будет все соблюдать, ровным счетом ничего не заработают. С водителей требуют лишь более-менее грамотно нарушать закон.

В общем, наш образ жизни здоровым не назовешь. Работаешь задницей — все время сидишь. Отсюда — проблемы с позвоночником, кровообращением, простата, суставы, геморрой… И венец профессии — инсульт. Сколько наших коллег умерло за рулем — не сосчитать. Лично я сколько раз засыпал на заказе. Очнешься — ты уже на «зебре». Блямс, по тормозам. Рядом пассажир от встряски просыпается и бурчит: платим налоги, а все дороги в ямах! Как-то уснул, когда на счетчике было пять латов, а проснулся — уже семь. По-вашему, это нормально? DELFI

Для профессиональных таксистов – такси, это образ жизни!

http://rus.delfi.lv/news/daily/ineterview/sekrety-professii-taksist-dushili-rozhali-kidali-a-v-finale-insult-za-rulem.d?id=47224947

 

японский манипулятор купить Выбирая ту или иную крановую манипуляторную установку, покупатель должен решить для себя какой грузоподъемностью должна обладать стрела, какой радиус стрелы ему требуется, нужна ли корзина для оборудования, габариты груза. Исходя из поставленных задач, вы сможете приобрести нужную вам технику, не затратив лишних средств, и сделать работу вашего манипулятора эффективной и безопасной. Приобретая крановую манипуляторную установку, вы сможет решить, с помощью грузовой машины, сразу...