Зарплата 80 евро в отрасли таксомоторных перевозок — это пародия, и выход из нее может быть только один, что облегчило бы взимание налогов и уменьшило бюрократию — это введение патентной платы или пошлины, считает руководитель SIA Baltijas taksometrs Янис Наглис.
Когда-то таксист считался образцом водителя. Теперь (не будем уж называть таксомоторную компанию), но я становлюсь очень внимательным, если вижу ее машину, так как за рулем может находиться и новичок. Случалось мне встречать и шофера, который не знает названий улиц в центре Риги. Не произошла ли деградация в таксомоторной отрасли?
Когда-то таксист считался образцом водителя. Теперь (не будем уж называть таксомоторную компанию), но я становлюсь очень внимательным, если вижу ее машину, так как за рулем может находиться и новичок. Случалось мне встречать и шофера, который не знает названий улиц в центре Риги. Не произошла ли деградация в таксомоторной отрасли?
Проблема в том, что таксомоторные компании очень часто принимают на работу водителей, не проверяя их квалификацию и не обучая. Есть компании,для которых обучение водителя перед работой — нечто само собой разумеющееся. На RedCab и Baltic Taxi такие занятия длятся по крайней мере неделю. Учат не только правилам дорожного движения, но и культуре обслуживания, расшифровке карты Риги, а в конце обучения сдается экзамен.
То есть, уважающая себя компания абы кого на работу не возьмет?
Абы кого — не возьмет, проходит отбор, чтобы выяснить, годится ли человек по своим профессиональным качествам для работы в этой сфере, связанной с гостеприимством. Он должен не только отлично водить и ориентироваться географически, но и иметь стойкую нервную систему, навыки общения и знать языки, чтобы услуга по доставке из пункта А в пункт В была приятна для клиента. Работа таксиста не из легких. В Риге шоферов сейчас не хватает, и люди приезжают из других районов Латвии. Конечно, им сложнее расшифровывать код Риги. И общаться тоже. В таксомоторной отрасли действительно есть проблемы, потому она и выступила с предложениями по своему упорядочению.
Одно из таких предложений — это сертификация водителей. Критерии квалификации следующие: отличные навыки вождения, знание карты, элементарные знания по техобслуживанию автомобиля, честное отношение к клиенту и еще ряд требований. Как только система начнет работать, качество услуг такси повысится.
Получается, профессиональный водитель такси должен быть сравнительно высококвалифицированным человеком, от которого требуется не только вождение, но и знание языков, навыки общения. Может ли такой человек работать за 80 евро?
К сожалению, доля теневой экономики в таксомоторной отрасли очень высока. В сообщении Минфина говорится, что она может составлять около 80%. В этой ситуации сама отрасль предлагает с 1 января ввести патентную плату — не менее 3000 евро в год на каждую машину. Ее нужно будет вносить авансом и только потом получать лицензионную карточку. Это позволит вытеснить из отрасли совсем нечестные компании, которые не платят налогов. Но, конечно, за 80 евро в месяц не только не поедет ни один шофер, но и вообще ни один человек в Латвии за такую зарплату работать не будет. 80 евро в месяц — это явная пародия. И единственный выход из нее — патентная плата, или пошлина на такси. Ее нужно вводить немедленно.
Вы упомянули 3000 евро в год, а не много ли это?
Это немного. Мы учитываем продуктивность. Такси должно работать, не только отрабатывать деньги, потраченные на приобретение машины, но работать с прибылью. В Риге пошлина может быть больше — 3600 евро в год. Эта плата не только внесет свой вклад в государственный бюджет, но и сделает более честной конкуренцию между компаниями. Ввести эту плату нужно с начала 2016 года, не откладывая.
Поддерживает ли государство предложения отрасли?
Создана рабочая группа по упорядочению отрасли при Министерстве сообщения, и в нее приглашены все заинтересованные стороны — Служба госдоходов, Министерство финансов, Госполиция, представители самоуправлений. Таксомоторная отрасль консультировалась с налоговыми консультантами, которые были в свое время высокопоставленными представителями Минфина. Поэтому я испытываю недоумение, когда слышу то от одного, то от другого чиновника Минфина отговорки о том, что патентную плату за такси в Латвии вообще ввести нельзя. Как это понимать? Отрасль сама предлагает, сама призывает — введите для нас пошлину, а чиновники говорят «нельзя», одновременно жалуясь на засилье теневой экономики. Последние интервью представителя бюджетной комиссии Карлиса Шадурскиса вселяют надежду, что на политическом уровне понимание есть.